Апостол Андрей Первозванный


Притча о голосе сердца

   Сказал Иисус: «Не смотри с презрением на человека сего:
велик подвиг того, кто начал зло в себе — в добро преображать!»

   Из воспоминаний Апостола Андрея

         Жил один человек. Не был он беден, да не был и богат. Ничем особенным не отличался он от людей, что вокруг жили. Не был он уже молод, да не был ещё и стар…
         И был человек сей не силён душою…
         Хоть и были семена добра в душе — но не давали они всходов…
         Жил человек сей — как все вокруг него жили… И управляли им прихоти его и пороки его… И сковывали его страхи и слабости его… И не было ему хорошо: текла жизнь его… серой чередой дней…, не было в ней ни радостей, ни свершений…
         Каждый день вечером думал сей человек: «Ну вот завтра — я буду поступать лучше, не поддамся больше слабостям своим и порокам своим!»
         Но наступало «завтра»… — и вновь управляли им прихоти и пороки его, и сковывали его страхи и слабости его…
         Однажды задумался человек: «Отчего не могу я жить так, как сам хотел бы? Отчего поступаю не так, как знаю, что д?лжно поступать? Отчего управляют мною пороки мои и сковывают меня страхи мои?»
         Стал он думать — и не увидел причины для того, чтобы не жить так, как считает верным, не поступать так, как понимает правильным сам.
         И стал тогда человек у Бога спрашивать: «Отец мой и Создатель! Отчего не могу я жить так, как хотел бы, поступать так, как считаю правильным? Отчего стал я рабом пороков моих и прихотей моих, страхов моих и слабостей моих? В чём причина?»
         И ответил ему Бог: «Но ведь нет тому никакой причины! Волен ты — поступать так, как сам хочешь поступать!»
         И говорит тогда человек: «Посоветуй же: как мне быть, что сделать — чтобы пороки мои и слабости мои перестали управлять жизнью моей?»
         И ответил Бог: «Каждый раз прежде, чем что-либо сделать или сказать — послушай голос сердца своего духовного и сделай так, как оно велит! Тогда совладаешь ты со слабостями и страхами и избавишься от пороков и прихотей!»
         И решил человек совет Божий исполнить.
         Встал на следующее утро и исполнился решимости каждый раз совета у сердца духовного спрашивать — прежде, чем поступок совершать, прежде, чем слово молвить…
         А каждое утро отец старый человека сего — говорил ему слова неласковые, ворчал да бранился. Говорил ему отец, что никуда не годен сын его, и что всё поколение сынов людских — живёт неправильно, и перечислял все обиды свои и горести свои, и обвинял сына своего во всём, в чём тот был и в чём не был виноват…
         И вот стал отец сына бранить, слова обидные говорить.
         И закипел гнев в человеке сем от слов горьких, обвиняющих… Готов был уже он, как обычно, в ответ отцу — и сам слова ядовитые высказать, да вспомнил Божий совет.
         Но успело сердце шепнуть: «Сдержи слова обижающие, ибо любит тебя отец твой: о твоих бедах ведь он печалится! И ты его любишь! Сдержи слово гневное — и прощения попроси!…»
         И в ответ на брань отцовскую — поклонился человек и сказал: «Прости меня!» И угас гнев. Обнял человек отца — и ушёл по своим делам.
         А отец его удивился… и перестал отныне браниться.
         … А вечером идёт человек сей домой после работы тяжёлой. Купил еды разнообразной и мыслит о том, как вкушать будет лакомства всякие… А был он к чревоугодию склонен весьма…
         И зашёл он в дом молодой вдовы, с малыми детьми живущей. Должна была ему женщина долг отдать, да всё не могла скопить денег…
         Давно он хотел сказать, что прощает ей долг. И решил, что сегодня сделает это, наконец. И пришёл он в дом бедной вдовы и сказал ей, что прощает ей долг её. Вдова ему в ноги кланялась, благодарила. И хотел уже идти человек, а сердце шепчет тихонько: «Оставь детям ту еду, что себе купил! Им радость будет!…»
         Человек сей… еле-еле сумел наказ сердца исполнить. Но когда отдал лакомства детям, которые от радости заплясали, — то и в нём радость великая поднялась! Идёт домой легко, сам — счастьем переполнен, ног под собой не чует! А сердце в груди — словно песню поёт!
         Не каждый день получалось у человека голос сердца услышать, не всегда исполнял он то, что оно ему шептало. Но день ото дня всё более он старался жить так, как сердце велит, с каждым днём всё меньше управляли им прихоти его и пороки его, всё меньше сковывали его страхи и немощи его. Прорастали семена любви сердечной в душе!
         … Однажды шёл человек сей и видит: много сильных и злых людей бьют юношу доброго. А люди, которые мимо идут, — только шаг прибавляют, отворачиваются, не вмешиваются, сторонятся: чтобы им самим от тех злых плохо не было.
         А человек сей смелостью не отличался. Хотел он мимо тоже пройти, будто его не касается… А сердце — не шепчет, а кричит: «Если ты не поможешь — убьют человека хорошего! А ты — спасти его можешь!»
         А человек — боится, страх свой одолеть не в силах… Ни уйти не может, ни помочь…
         А сердце не унимается: «Спасай скорее!»
         Стал тут человек Бога звать, потому что со страхом ему не справиться. И не шёпотом да про себя, а во весь голос закричал: «Бог! Иди сюда! Бог! Иди сюда!»
         От удивления люди, которые мимо шли, остановились. И те, которые стороной шли, — тоже приблизились. Стали и другие со всех сторон подбегать к месту тому, останавливаться и смотреть: в чём тут дело и где тут Бог? И такая толпа собралась — что испугались злые люди, отпустили юношу и скрылись поскорее.
         А юноша поднялся с земли и благодарит человека сего: «Какой ты — смелый! Спас меня!»
         Идёт домой человек, а сердце в груди — как солнышко горит и так говорит: «Любовь — всех страхов сильнее!»
         … Время шло — и легче и радостней делалась жизнь сего человека.
         Вот в один день воскресный пошёл человек сей гулять. Шёл он, а навстречу ему вдова идёт — та, которой он долг простил. Улыбается ему ласково, кланяется низко.
         И человек сей — на красоту её засмотрелся… А был он подвержен влечению к женщинам, хоть и считал похоть свою — грехом большим.
         Стал человек в сторону отворачиваться, чтобы не глядеть, да вспомнил — и совета у сердца спросил.
         А сердце ему и говорит: «Посмотри лучше, да со вниманием душевным: люба ли тебе женщина эта?»
         Посмотрел человек — и всё в нём от любви засветилось!
         Говорит он сердцу: «Нет её лучше! Всё бы ей отдал!…»
         «Тогда в чём же печаль твоя? Не похоть — то, что не для себя желаешь, а другому дарить хочешь! А это — любовь в тебе проснулась! Иди, да скажи ей, что любишь её!»
         Человек так и сделал. Подошёл и сказал: «Люблю тебя! Будь мне женой!»
         Все знакомые и соседи вокруг стали говорить: «В?т дурак человек! Только дел? у него в гору пошли, мог бы себе богатую невесту найти! А он — вдовицу с детьми малыми себе берёт!... Вдовица-то — и так бы, без замужества, не отказала…»
         А человек песню сердца слышит: «Счастье подаришь — счастье получишь! Счастье себе ты за деньги не купишь!»
         И горит сердце всё ярче, всё сильнее любовью пылает! И преображает оно — и слова человека, и поступки его!
         И во времени скором женился сей человек на женщине этой. И любовь их взаимная сердечная — стала всю жизнь их освещать, дом согревать! Детей стали вместе растить, да родителей чтить.
         И благодарил человек Бога: «Отец мой и Создатель! Совет Твой — всю жизнь мою преобразил, счастье мне подарил! Победил я теперь прихоти свои и пороки свои, преодолел немощи свои и страхи свои!»
         И отвечает ему Бог: «Тот, кто голос сердца духовного научился слышать, — и ещё больше того может совершить! Ибо голос сердца — это голос Любви! А всё, что любовью созидается и делается, — от Меня исходит! Ибо Я есть ЛЮБОВЬ!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий